Наука Отцов Небесных

Пятница, 29-Мар-2024, 16:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Иносказания по Науке Отцов Небесных | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Январь » 14 » Ирина Матюш "О работе над гордыней. Часть 6"
21:26
Ирина Матюш "О работе над гордыней. Часть 6"

В работе над гордыней важно помнить, что она – это лишь часть души. Сильная или слабая, но незаконная и всего лишь часть, поэтому, не поддаваясь на ее импульсы, но возлагая душу и тело на Волю Божью, человек переходит из-под ее гнета в Божью милость. Гордыня, став частью человека, может говорить от имени всей его души, стараясь тем самым взять власть и подчинить себе всю душу. Человек, помня, что он создан по Образу и Подобию Божию, не имеющему гордыни, прибегая с просьбой о помощи к своему Творцу, возрождает в себе именно это природное естество. Отделив и ограничив в себе гордыню для ее усмирения, человек становится на сторону Бога, подчиняется Его Воле, и Бог в нем побеждает гордыню. 

Пример № 15
Когда человек по милости Божией глубоко узрит свою гордыню, ее особенности и ухищрения, ее распространенность и силу в его душе, у него могут возникнуть разные, порой противоположные реакции. 
1. Одной из существенных ошибок в работе над душой является гордость за свою гордыню. Вот она предстала во всей своей некрасе, человек впечатлен ее масштабами и, с одной стороны, встревожен и напряжен осознанием глубины своего поражения, но с другой стороны, под этим раскаянием проглядывает самолюбование – вот какая гордыня выросла. Эти две переплетенные реакции необходимо как можно быстрее разделить и локализовать вредоносную, потому что гордыня пускает свой яд в раскаяние, оно теряет свою природу и становится противоположностью. Человек, на первый взгляд, кается в своей гордыне, а на самом деле он ее нахваливает и гордится ею. Так гордыня может предстать в облачении покаяния, но степень проявленности гордыни может быть различной. Один человек практически открыто гордится своей гордыней, а у другого она глубоко прячется под раскаянием. Это выведение себя на чистую воду необходимо осуществлять в постоянном режиме, дабы с Божьей помощью глубже проверять чистоту работы по очищению души, иначе можно так ее «очистить», что она еще больше заболеет гордыней. 
2. Человеку необходимо беречься еще от одной ошибки в работе над гордыней, а именно от отчаяния. Когда человек глубоко познаёт свою духовную природу, гордыня, как часть, но инородная его естеству, обозначается все больше, становится заметной глубина ее укоренения и масштаб поражения ею души. В какой-то момент он слышит легкий импульс: «У меня не получится». Этот импульс можно заметить даже по необычности для самого человека, если у него гордыня больше проявляется силой, а не жалобами. 
Важно понимать, что гордыня у людей может представать одной из двух своих сторон, но вторая у нее в любом случае есть. Одна сторона – я сильная, я все могу. Вторая сторона – я слабая, я ничего не могу. И вот здесь у человека, привыкшего быть сильным, но увидевшего силу своей гордыни, может возникнуть отчаяние и неверие: «Не справлюсь». Внимание к этому импульсу помогает зафиксировать и понять его источник. Окажется, что это гордыня старается внушить человеку, что она сильнее, а он слабее. Да, без Бога он, действительно, слаб. Человек же, веря и памятуя, что он – часть и творение Бога, а гордыня – это его, человеческая, незаконная часть, усмиряет эту свою часть, возлагая себя на Бога и надеясь на Его помощь. Человеку, привыкшему быть слабым, в некотором смысле сложнее, потому что ему предстоит укрепить свой механизм веры, в то время как сильному его нужно переориентировать. Однако и это относительно, потому что бывает, здание, проще построить заново, чем отремонтировать. 
Бог, милостивый и всемогущий, поможет человеку, исцелиться от гордыни, одарив по его трудам инструментами – знаниями и добродетелями, лишь только сам человек не должен отчаиваться и унывать, сдаваясь на милость своей гордыне, потому что отчаяние и уныние – это тоже гордыня, которыми человек продолжает делать выбор в пользу гордыни. 
Решение: Вера → Надежда → Любовь

Пример № 16
Сложно человеку начать видеть в себе гордыню, но обретая эти навыки, не менее трудно научиться видеть гордыню за всеми ее хитростями, особенно, когда она смешивается с покаянием и мешает человеку прийти к Богу. Бывает, что она говорит человеку: «Кайся в своих грехах. Ты достоин самого жесткого наказания». И человек, полагая, что он смиренен в своем раскаянии, поднимает в себе такую волну сопротивления Божьей Воле, что уже и сам не видит, что подменил понятия: он находится не в покаянии, а в противостоянии. Что помогает выявлять гордыню? Это всегда было, есть и будет возложение души и тела на Волю Божью. Значит, и в этой ситуации человек, вместо того, чтобы оставить Богу право определять меру ответственности человека, сам занялся этим вопросом. Так человек может устроить себе даже показательную казнь, думая, что он приносит жертву Богу, каясь в своих грехах, но на самом деле продолжает настаивать на своей гордыне. Это самоцен – человек сам дает себе оценку и самосуд – он, соответственно, судит себя, нарушая заповедь – не суди, да не судим будешь – ни Бога, ни ближнего, ни себя. 
Смиренный человек в своем уповании на Бога тих, открыт, внимателен. Истинное покаяние отличается от самосуда тем, что возрождает в человеке Бога, помогает его душе прийти к Творцу. Осуждающий себя человек пребывает в самоуничижении и показной смиренности, говорит о своей низости и недостойности Бога, полагая, что достоин еще большего наказания, но при этом ставит себя выше Его и отдаляется от Него, напрашиваясь на неприятности. Так человек может дойти до того, что в отместку Богу и себе подвергнет сам себя наказанию. Это тот случай, когда человек, поддавшись своей гордыне, пошёл войной на все то Божие, что есть в нем от сотворения, а значит, и на самого Бога. И внешне стараясь уничтожить свою гордыню, в действительности уничтожает себя и Бога в себе. 
С кем и чем он останется? Душа принадлежит Богу – это нужно помнить всегда, поэтому человек, обладая свободной волей, должен очень внимательно знать и помнить свои права и обязанности, чтобы не разрушить душу. Грехи принадлежат человеку – вот их он и должен искоренять, но ни в коем случае не посягать на достояние самой души. Так и в этом примере, не путая часть и целое, человек отрабатывает свою незаконную часть, но не разрушает свою душу, думая, что тем самым уничтожит свои грехи. Иначе он совершает грех самочиния – сам начинает решать, когда и как ему отработать грехи, но так никогда ни у кого ничего не получалось – только повреждения самой души, что является еще большим грехом. Только Бог решает, когда и как человек будет отрабатывать свои грехи, и в этом человеку также надлежит обрести смирение, понимая, что это не вопрос желания человека, а верховность Божьей Воли. 
Решение: признание Божьего авторитета → покаяние → смирение. 

Категория: Статьи | Просмотров: 541 | Добавил: ProstoMary

Категории раздела

Статьи [71]
Стихи [42]
Рассказы [1]
Сказки [0]

Форма входа

Поиск

Статистика