Ирина Бурковская, ученица Григория Украинского, г. Антрацит
Каким должно быть современное образование? Какой образ нужно сформировать в мышлении маленького человека, чтобы он стал современным человеком? Современным – это значит человеком, отвечающим требованиям того времени, в котором живёт.
Если просмотреть историю со времён Иисуса Христа, можно увидеть, что эти требования не изменились: Бог един для всех, относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе, уважай отца и мать, не обманывай, не кради и т.д. Требования не изменились – изменились люди.
На данный момент люди очень далеко ушли от Бога, а это значит, что забыли его заповеди. Отсутствие этих знаний ведёт к разложению и деградации личности, а как результат – и общества. Произошла огромная подмена понятий: первичность духовных ценностей заменили на первостепенность материального бытия. Испорченные отношения с Богом влекут за собой испорченные отношения между людьми, между государствами (ведь государство – это и есть люди, которые в нём живут). Из этого следует, что современное образование должно восстановить утерянный в веках образ Человека, который дружит с Богом, т.е. выполняет его заповеди, живёт по Божьим законам и является Со-творцом жизни на планете Земля.
Как же воспитать такого человека? Для того, чтобы так воспитать, нужны знания. Значит, как говорил В.И.Ленин, учиться, учиться и учиться.
Мы помним, что главной задачей перед правительством молодого советского государства в начале 20 века стала ликвидация безграмотности. Отделив школу от религии («религия – это опиум для народа»), государство переориентировало воспитание на привлечение в этот процесс производительного труда.
Что такое производительный труд? Во-первых, это труд не для зарабатывания денег или оплаты чего-нибудь, а общественно-необходимый труд. Это означает, что трудимся не во благо себя, а во благо общества, и не по принуждению или необходимости заработать, а с пониманием и с удовольствием. Во-вторых, это рабочий коллектив. В процессе правильной организации труда в коллективе, у человека повышается чувство ответственности: каждый отвечает не только за свой участок работы, но и понимает, что от качества его работы зависит результат общего дела. При этом развиваются качества характера, без которых сейчас невозможно восстановление человеческого облика общества: уважение к себе и другому человеку, взаимовыручка, забота о ближнем, умение договариваться, умение слышать друг друга и т.д. Очень показательным примером такого воспитания стал педагогический опыт А.С.Макаренко.
Старшее поколение помнит такие отношения. Каждый коллектив имел не только органы контроля производственного процесса, а также контролировался морально-нравственный облик каждого члена коллектива. А начиналось всё со школы, с садика, пока у детей есть интерес к новому: в садике – убираем игрушки, вытираем пыль, заправляем постельки, помогаем накрывать на стол; в школе – уроки труда с отдельной программой для девочек и мальчиков, производственная практика, сбор макулатуры, металлолома, субботники, поездки на помощь колхозам с обязательным выполнением нормы (если кто-то не справлялся – должны помочь), трудовые лагеря и т.д.
А сегодня, создается такое впечатление, школу отделили и от труда: уроки труда проводятся в отрыве от жизни, а во многих школах вообще исключили их из программы, производственной практики нет, потому что производство в упадке, сбор макулатуры, металлолома поставлены на другие основы – зарабатывание денег, поездки в колхоз отсутствуют – нет колхозов. Любая возможность потрудиться воспринимается детьми безынициативно, с оттенком «а что я за это буду иметь».
В такой ситуации во многом виноваты мы, взрослые – родители, учителя, близкие, знакомые… Начиная с рождения ребёнка, мы много делаем за него то, что он должен сделать сам. А нужно не делать за него, а учить его делать самостоятельно, т.е. не рыбку давать, а удочку, и учить ловить рыбку. Сейчас многие родители следят за тем, чтобы его чадо не перетрудилось во благо кого-то, часто ищут виноватых в том, что ребёнок не успевает по школьной программе, выполняют за него домашние задания, оберегают от «несправедливого отношения» к нему детей и взрослых. Не зря говорят: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Таким отношением взращивается эгоизм, лень, равнодушие, безответственность.
Эту ситуацию мы можем изменить, только изменив отношение к воспитанию наших детей. А для этого необходимо следить не только за аппетитом ребенка, состоянием его физического тела и количеством заученного им учебного материала. Важно направлять его усилия на качество выполненной работы, на его отношение к тому, что он делает, и к людям, его окружающим. Нужно научить человека, как правильно относиться к людям, как договариваться, научить вовремя говорить «спасибо», «благодарю», «прошу прощения», «разрешите, пожалуйста» и другие «волшебные» слова. Это есть формулы по построению Человеческих отношений, как между двумя людьми, так и между государствами. Это есть большой труд Души по восстановлению в ней Божественного порядка для процветания Мира, Добра и Любви на планете Земля.
|