Ирина Бурковская, ученица Григория Украинского, г. Антрацит
Кого из людей мы можем считать инвалидом? И как порой из здорового физически человека можно сделать инвалида?
В классе учиться мальчик – с виду все в норме: красив с лица, статен фигурой, в разговоре отклонений не наблюдается. Звенит звонок на урок – и начинают происходить непонятные вещи: ребёнок прячется от учителя, отказывается выходить к доске, читать вслух, отвечать на вопросы… «Что же происходит с ребёнком?» – справедливо задаётся вопросом учитель. Чтобы на него ответить, пригласили в школу маму. Ответ становится очевидным из разговора с ней. У мальчика есть старшая сестра, которая в школьные годы не придавала особых хлопот своим родителям: сама учила уроки, находила себе интересные занятия; в результате – хороший аттестат, институт… Когда младший ребёнок пошёл в школу, оказалось, что он не похож на свою сестру: сам за уроки не садится, не может найти для себя чем полезным заняться… И мама с самого первого класса решила, что его удел – училище, в котором нужно только присутствие студента, решила, что её сын ни на что большее не способен. Поэтому в школе начали «готовиться» к этому процессу: главное – присутствие на уроке. Мама не смогла перестроиться на этого ребёнка (ведь в одной семье не рождаются одинаковые дети; к каждому нужно подбирать свои ключи). Женщина даже не смогла услышать учителей, что её сын способный ребёнок, что нужно уделить ему внимание, помочь, чтобы он мог успешно усваивать программу, хорошо учиться. Т.е. потенциального хорошиста превратили в двоечника. И он теперь в это верит. С этой верой (если ничего не изменится) он пойдёт и по жизни.
В этом же классе учится мальчик, у которого ДЦП. Его папа умер, когда ребёнок ещё не ходил в школу. Мама его из многодетной семьи, в воспитании сына ей помогают братья, сёстры. Невзирая на физические ограничения (ручка и ножка плохо работают), ребёнок в школу приходит с выученными уроками, под контролем старших старается выполнять требования школьной программы, придерживаться норм поведения на уроке и на перемене. При нарушении дисциплины спрос такой же, как и с других. Мама поблажек не даёт. Благодаря такому отношению в семье, ребёнок не чувствует себя ограниченным ни с какой стороны жизни. Что интересно, дети его воспринимают вполне здоровым человеком, проблемы в общении, связанные с инвалидностью, отсутствуют. Он по жизни чувствует себя намного увереннее, нежели тот, о котором говорилось выше.
Так, формируя с детства мышление здорового человека, мы воспитываем здорового члена общества. И наоборот, не поддерживая в ребёнке добрые начала, не помогая ему раскрыть свои таланты, получаем человека, не способного себя реализовать в обществе, поэтому постоянно обиженного, недовольного жизнью.
|