Ирина Бурковская, ученица Григория Украинского, г.Антрацит В наше время, как и во все времена, работа учителя непроста. Но от этого процесс воспитания страдать не должен. Давайте вспомним военные и послевоенные годы: работы было больше, но люди не унывали, а с радостью работали, помогали друг другу. Что мешает сейчас? Что мешает работать от Души для Души, относиться друг к другу с уважением? Например, министр образования с уважением относится к заведующим отделами образования областей, они – к заведующим ГОРОО, заведующие ГОРОО – к директорам, директора – к учителям, учителя – к ученикам, родителям. Подавая положительный пример поведения, мы учим этому детей. Честно жить детей можно научить только на положительных примерах окружающих их людей, героев войны и труда и т.д. Процесс воспитания детей в школе имеет некоторые особенности. Здесь работают в тесной связи два коллектива: взрослые и дети. А исходя из того, что взрослые воспитывают детей, отношения детей между собой и со взрослыми во многом зависят от работы учителя. В школе работает много учителей. Каждый из них вносит в данный процесс свою лепту. От личности учителя зависит много: количество и качество знаний, качество отношений в детском и взрослом коллективах. Поэтому очень важно, чтобы старшие могли находить ключики к младшим, старшие не только по возрасту, но и по должности. Потому что если ссорятся взрослые – страдают дети. Понимание этого должно повышать ответственность взрослого – если я что-то требую от ребенка, в первую очередь это должен выполнять и я. Учим детей уважать старших – сами придерживаемся данного правила. Требуем от ребенка исполнения наших распоряжений – значит нужно самим уважительно относиться к распоряжениям начальника и быть исполнительным. А то часто можно наблюдать такую картину: учитель возмущается, что дети не слушаются, отказываются выполнять его поручения. В это время подходит к нему с поручением директор или завуч, а он ведет себя так, как тот ученик по отношению к нему. Дети делают не то, что мы говорим, а то, что мы, взрослые, делаем. Нужно научиться относиться к ребенку, как ко взрослому, но не забывать, что он ребенок. Это о том, что у взрослых больше жизненного опыта и знаний о тех явлениях, которые происходят вокруг. У ребенка же нет опыта прохождения тех жизненных ситуаций, которые взрослый прошел ни один раз. Например, если ученица жалуется на то, что ее подружки сплетничают о ней, замышляют что-то против нее. В данной ситуации нужно в первую очередь объяснить ей, что сплетня – это осуждение человека, личности. А если человек ошибся (а кто из нас не ошибается), это не значит, что он плохой – это неприглядно выглядит его поступок. А чужая ошибка должна быть для нас уроком: я так себя вести не буду. Потом показать, как в жизни работает закон «что посеешь, то и пожнешь»: ты осуждаешь людей – тебя тоже будут осуждать, ты злишься на кого-то, на тебя тоже будут злиться. Необходимо к этой ситуации изменить подход – рассматривать не личность, а поступок. Чтобы исключить это из своей жизни, нужно простить сплетниц и перестать самой сплетничать. Тогда это послужит жизненным уроком. Детям не нужно бояться говорить Правду. Упрощенный способ общения, недоговаривание (они маленькие – не поймут), замалчивание нерешенных вопросов рождает недоверие с их стороны, порождает инфантильность. Дети – они по возрасту дети. А вопросы у них поднимаются те, которые требуют серьезного и правильного решения. Ответы на эти вопросы закладывают основу их взрослого миропонимания. Очень важным моментом в воспитательной работе учителя с учащимися является «перевоспитательная» работа с их родителями. Ведь родители – это те же дети, многие из которых в свое время недополучили правильных ответов на свои вопросы. Поэтому им нужно тоже объяснять и показывать на примерах поведения их ребенка, других детей и взрослых (за время работы у учителя их собирается много), где допускаются ошибки и как их можно исправить. Ведь мелочей не бывает – от маленькой спички горит хата. Если ребенок в школьном возрасте не хочет мыть посуду (кажется, мелочь), а требует, чтобы на столе было что-то вкусненькое, то есть вероятность того, что в 25-30 лет он не захочет работать, а на стол потребует бутылку спиртного. Родителям необходимо налаживать контакт с детьми в любом возрасте. И тогда не будет таких ситуаций, когда ребенок в школе такой, а дома другой: одна мама звонит классному руководителю и жалуется на школу, что ее дочь дома не слушается и не учиться. Классный руководитель с большим педагогическим стажем ответила очень мудро: «Меня слушается, у меня учится, приходите научу. А причину непослушания дочери ищите в себе». Иногда ребенок с большим удовольствием слушает учителя, нежели родителей. И хорошо, когда есть учитель, у которого можно спросить совета. Нужно обязательно обращать внимание на, казалось бы, такие «мелочи»: грубое слово, невыученный урок, невыполненное или не до конца выполненное поручение и т.д. Потому что они имеют способность расти. В таких случаях необходим строгий контроль за выполнением или невыполнением. Если не выполнил – применить воспитательные меры (они могут быть разными). Если хорошо выполнил – отметить. Это выравнивает поведение детей, дает основу поведения во взрослой жизни, чтобы меньше допускать ошибок. Такая работа дает хорошие результаты – воспитывается ответственность, любовь к труду. А основной талант человека – трудолюбие. И в детях необходимо развивать его. Тогда он всегда в любом месте, в любое время будет востребован.
|