Самойленко Светлана, ученица Вадима Черноморского, г. Феодосия
Сегодня, ранним утром, мы с дочерью возвращались на троллейбусе из аэропорта домой. По дороге проезжали район ГРЭС и из огромных башен – охладителей валил большой столб пара. Я поймала себя на мысли, что никогда не была на АЭС или ТЭС и не видела процесс производства электроэнергии. Когда я училась в школе, нас – учеников обязательно водили на экскурсии на заводы, фабрики, различные предприятия, государственные ведомства и др. для ознакомления и дальнейшего правильного выбора профессии. Сейчас осознаёшь, насколько важно это было.
Молодой человек, ещё школьник, видел своими глазами систему поэтапного развития или производства, знакомился с ней и уже имел общее представление о том, как добываются полезные ископаемые и электроэнергия, как собирают машины и строятся дома, как шьют форменную одежду и пекут хлеб. Акцент делался на сам ТРУД.
Система взаимоотношений труда и заработной платы строилась в советское время таким образом, что человек трудился, через 7-10 дней получал аванс и только в конце рабочего месяца выдавалась заработная плата. Цель была – получить качественный результат своего труда и в срок. Работали различные формы социалистических соревнований, обязательное выполнение ПЛАНА и выходы на работу в 2, а то и в 3 смены в конце месяца, т.к. за невыполнение – наказывали, а при перевыполнении – награждали грамотами, небольшими призами или путёвками в санаторий, пансионат. Такая система очень сплачивала людей, создавая общие жизненные интересы и стремления, возникал высокий уровень доверия. Воспитывалось взаимоуважение, терпение, послушание к своим родителям, к старшему поколению, к руководству. Молодёжь стремилась учиться и получать специальное образование в училищах, техникумах, институтах, возникало желание и стремление повышать квалификацию, обмениваться знаниями и их взаимной оценкой, изучать прогрессивные методы производства и развития, экономическому и бережливому использованию природных ресурсов и многое другое.
В современном обществе выглядит всё по другому. Развито желание быстрых и лёгких денег, а это возможно достичь только незаконными методами или торговлей, а чаще всего перепродажей ( что раньше называлось спекуляцией и за это несли уголовную ответственность). Вещь продал и тут же видишь деньги. Акцент смещается на получение средств и на их количество, то есть ценность приобретают стоимостные характеристики, выраженные в денежной символике. Труд, как источник удовольствия, самосовершенствования и самовыражения не рассматривается, только ради материальных благ. К сожалению, труд – не в почёте.
Задача каждого из нас – перевоспитать себя, изменить своё мировоззрение, тем самым помочь нашим детям увидеть и понять ценность труда. Ведь ТРУД является фундаментом любого общества, т.к. это деятельность по созданию духовных и материальных благ, это реализация собственного потенциала, своих способностей, возможность научиться честности, открытости, умению принимать правильные решения и нести ответственность, создавать договорённости и работать в коллективе, в конце концов – дружить и любить. Благодаря этому складывается личностная система ценностей, формируются ценностные представления в обществе, меняются жизненные ориентиры человека, его отношение к самому себе и к своему месту в окружающем мире.
Труд развивает и воспитывает, это не только необходимость, но и благо. И качество нашей жизни определяется качеством труда.
|