Светлана Самойленко, ученица Вадима Самойленко, г. Феодосия
Что каждый слышит в этом слове, что для каждого оно означает? Есть люди, для которых послушание – норма жизни. Им сказали, они выполнили. Так приучили с детства и с такими знаниями они идут по жизни. И каждому легко и приятно, когда с тобою рядом такой человек, всегда слышит, что его просят и выполняет, ответственен и надёжен. У них везде порядок, все ладится, они открыты и добры. Но есть и другие, для которых послушание – это какой-то элемент унижения, покорности, необходимости переступать через своё «Я», не высказывать своё мнение. Как много людей живёт именно с такими «знаниями», с таким отношением (и многие из нас не являются, к сожалению, исключением). Кого – то это устраивает и он не связывает свои проблемы на работе и в семье с данной причиной, а кто-то начинает замечать только тогда, когда это очень ярко проявляется в своих детях. У детей это появится обязательно, если воспитанием занимались родители с таким мировоззрением. Только степень проявления у них намного расширеннее и многограннее. И в этих случаях есть варианты: можно «пустить на самотёк», убеждая себя, что таков характер, можно обвинить кого-то, например, родных своей половины или школу, общество; можно сказать, что сейчас у молодёжи так принято и она вся такая. Но здесь важно понять, что корни этой проблемы находятся в вас, увидеть как это не качество влияет на вашу жизнь и начать менять. Пока вы не начнёте работать и не поймёте всю важность и глубину – не узнаете, что такое послушание и для чего оно нужно, а значит этому не научитесь. В монастырях, послушание — обязательное исполнение каждым какой-либо работы. Слушаясь и исполняя чётко, качественно и вовремя возможно увидеть насколько данная работа ценна, насколько она связана с другими, а главное почувствовать важность её в вашей жизни. Стоит задуматься – сколько мы теряем и не находим, если мы не умеем слушаться…. Нас с детства учили слушаться старших и сейчас, самое распространённое пожелание малышу на день его рождения - «слушайся маму и папу». Ребёнок с детства понимает, что слушаясь родителей, есть возможность рассчитывать на их расположение (похвалить за сделанное дело, поощрить, уделить больше внимание), оберечь себя от неприятностей и проблем, получить правильные и необходимые знания. Откуда берутся непослушные дети, а в будущем - не исполнительные, безответственные, не слышащие взрослые? В связи с тем, что ребёнок с самого раннего возраста поглощает массу знаний о жизни, получает уроки и узнаёт окружающий мир, достигая это любопытством, активными движениями, даже криками, то очень важно знать что с этим делать? и направлять в нужное русло. Родители должны правильно понимать своё участие в воспитании детей. 1. Если родители берут под тотальный контроль, то чаще всего дети послушные, но личность в ребёнке может пострадать. Очень часто дети, которых держали в «ежовых рукавицах» наполняются страхом перед малейшим наказанием, обидами и поэтому бояться сделать что-то самостоятельно, проявить инициативу, у них падает самооценка. В таких случаях контакт доверия с родителями теряется, а взрослея, такие дети закрываются в своей «скорлупе» (например, наедине с компьютером), подвержены попаданию под плохое влияние, т.к. бояться высказать своё мнение или выделиться. 2. Многие родители способствуют развитию у детей плохо слышания, плохо видения, потери памяти. Дети научились «отключаться» от психоэнергетического давления мамы, папы, бабушки, чтобы не перерабатывать бесконечное повторение одного и того же, бесчисленные указания, нотации и нравоучения по разным поводам, да ещё и с повышением голоса, т.к. для того, чтобы проявить послушание, прежде всего, надо услышать то, что тебе говорят. 3. Не надо забывать, что ребёнок отражает внутреннее состояние семейных взаимоотношений. Поэтому, часто непослушание и капризность детей показывают агрессивность и раздражительность, присутствующие в той среде, где он растёт. К примеру, в детском саду, когда дети играют самостоятельно – сразу видны семьи изнутри: кто как ходит, что делает, как разговаривает, как реагирует. Вот, дорогие мама и папа, ваш «проявитель», ребёнок показывает вам вас самих. И если вы хотите изменить отрицательные стороны своей жизни - получайте знания, работайте над собой, изменяйтесь, а на сколько у вас это будет получаться – вы заметите в своих детях. Так что же необходимо родителям, чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым? Прежде всего не пресекать активность детей («чтобы я это видела в последний раз», «не смей», «делай, как я сказала» и т.д.), а поддерживать и направлять на правильный путь. Задача – выработать у ребёнка умение слышать и слушать родителей, при чём, только на условиях сотрудничества и договорённости. Внимательное отношение к ребёнку, пояснения происходящего вокруг, дадут свои результаты. Он почувствует вас, вашу душу и будет вам доверять. Очень важно это доверие ценить и не нарушать, т.к. любой ребёнок чувствует фальш, и использовать доверие в корыстных целях долго не получится. Всё вычисляется, в глазах ребёнка вы теряете авторитет, и он начинает искать его в других людях. А уж тут, кто кого заслуживает. А если не находит, то «закрывается» в себе. Фундаментом воспитания ребёнка должны быть ЗНАНИЯ, основанные на Любви. Тогда присутствует взаимоуважение в семье, терпение, понимание, даже сотрудничество, к нему обращаются, как к взрослому, но не забывают, что он ребёнок, и этим с детства закладывают качества, из которых формируется ответственность за определённый участок, начиная с семейной жизни. У него не возникает потребности в проявлении каприз, упрямства, а значит не проявится эгоизм, не будет злобы и обид. Через признание авторитета друг друга формируется будущая самостоятельность. Так можно подготовить почву для счастливой жизни детей. Прежде всего родители должны сами показывать пример послушания, являться «наглядным пособием» для своих детей. Слушать – это прежде всего не проявлять капризы, ни в каком возрасте. Все должны слушаться, т.к. у каждого есть своё начальство: у мамы – папа, у детей – родители, у родителей – их родители и начальство на работе и службе и все должны добросовестно выполнять свои обязательства, не нарушает законов ни земных, ни небесных. Хочется рассмотреть ещё один аспект, когда не слышишь? Такое часто встречается у нас в жизни. Мы говорим одно, а люди слышат другое, то, чем наполнена наша душа. Если мы научимся слушать, то увидим, чему нас учат и как нам помогают. В нашей жизни всё так устроено, что помощь идёт ото всюду и всегда, только мы её не видим. А почему? Не хотим. Можно оспорить, «ведь хотим же». Надо вначале разобраться, в чём это «не хотим» выражается и проявляется. Если нам говорят, что мы должны сделать, а мы из - за своей привычной лени не желаем что-то изменять, если нам говорят, как мы должны сделать, а мы, исходя из своего эгоизма и звёздности, делаем по своему, если нам показывают, а мы доказываем своё, если нас учат, а мы обижаемся и злимся, то мы не сможем заглянуть в свою душу и понять данную нам помощь. За всем этим невозможно что-то увидеть, услышать, да ещё и понять. И пока мы не задумаемся, что это есть у нас, пока не начнём перерабатывать - говорить, что «мы хотим», но при этом ничего не делаем, мы не прекратим пустословить и стоять на месте. Послушание созвучно со словом покорность. Покорность - от слова «корить», значит ругать и быть недовольным или «корни» - быть ближе к своим корням, а значит быть сильнее и мудрее. Какой смысл вкладываем, так и относимся, то и получаем. Кто-то теряет, а кто-то находит.
|