Что оно формирует в сознании человека?
Все зависит от мировоззрения тех, кто воспитывает, ведь в каждого ребенка родители вкладывают (формируют) навыки и привычки, согласно своего понимания и своих желаний.
I. Так, к примеру, родители стараются реализовать с помощью своих детей не сбывшиеся мечты. В детстве родитель желал учиться игре на гитаре, но его отдали в спортивную секцию. Чемпионом он не стал, зато укрепил здоровье, а мечта - стать профессиональным гитаристом - не осуществилась. Но сейчас уже есть свои дети и появилась возможность навязать своё мнение и желание ребёнку. То, как поступали с ним, не спрашивая желаний и увлечений, то он и передаёт своим детям, а те - своим. Это очень часто встречается в дальнейшем при выборе профессии и соответствующего учебного заведения.
Или другой пример. Родитель, мечтавший быть женатым (или замужем) на состоятельном человеке, настойчиво вкладывает в сознание своего ребёнка представление о том, каков должен быть партнер для создания семейных отношений, во главу угла ставя материальный доход. Часто встречается мнение: «Мне не удалось «пожить красиво», так пусть хотя бы ребёнок этим насладиться». При этом, у детей складывается представление, что только богатый партнер может создать это «счастье» - материальный достаток. Изначально, многие дети протестуют, но потом, в силу разных причин и обстоятельств, соглашаются, а после – это становится их собственным мнением.
А бывает и так, что родители, выбирая «выгодную» пару своему чаду самостоятельно и без его ведома, рождают конфликт, т.к. дети упорно стараются донести свою точку зрения, свое представление и понимание. Из-за несогласия с родителями, часто молодые люди покидают родительский дом.
Таким образом, в понимании молодого человека формируется искажённое видение Мира. Будущая самостоятельная личность уже сейчас начинает не понимать, а значит и не принимать то, что не соответствует её представлениям о жизни. Вследствие этого, возникает агрессия по отношению к людям, что чаще всего приводит к одиночеству, развитию комплекса неполноценности, а в дальнейшем – к депрессиям.
II. Следующий пример воспитания, когда родители у ребенка формируют оценочное мнение и отношение к окружающему Миру, разделяя, к примеру, население страны или города на плохих и хороших людей, на богатых и бедных, достойных и недостойных и т.д.
Родители или близкие, общаясь между собой, озвучивают свое отношение к конкретным людям. В этом случае, никто не давит и не навязывает, а у ребенка формируется мнение, исходя из того, что он видит, слышит и принимает за истину.
Часто бывает, что родители оказываются в растерянности, слыша от ребенка то, что ему лично не рассказывалось или, видя действия, которым ребенка не учили. Дети очень хорошо воспринимают информацию и отражают взрослых. Им достаточно увидеть мимику человека, чтобы понять его отношение к происходящему вокруг, не говоря уж о словах.
III. Есть дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, где родители, например, пьянствовали. Некоторые из них сейчас берут пример со своих близких и тоже пропивают возможности реализации себя. Или наоборот, видя стремительную деградацию, решают и стараются построить свою жизнь иначе - интересной и увлекательной, что может исключить саморазрушение как возможный вариант развития событий.
Здесь можно отметить, что человек самостоятельно принимает решение, какую жизнь он будет строить, ориентируясь на пример находящихся рядом людей - что, в данном случае, ему хочется и нравится или наоборот - не хочется и не нравится.
IV. Бывают семьи, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно принимать решения в той или иной ситуации. В данном случае, только озвучиваются варианты, а он решает, как поступить, то есть, человека с малочку приучают реализовывать данные ему возможности, получая при этом свой жизненный опыт. Он изучает и познает Мир сам.
Здесь родители передают ребенку свои знания, объясняют какие результаты и последствия возможны при реализации того или иного решения. Он делает выбор, совершает действие и убеждается в правдивости информации, данной родителями, формируется понимание, что он всегда может спросить совета или помощи у старших, имеющих опыт людей. Ребенок начинает уважать и ценить слова, советы родителей и признавать их авторитет.
Хотим заметить, что каждый человек имеет свое миропонимание и старается «по – своему» (как знает и как умеет) построить свою жизнь.
Поэтому, задача родителей – не только, как можно больше учить ребенка, что есть «плохо» и «хорошо», в каких случаях так бывает, из-за чего и во имя чего, а и самим это знать, понимать и применять. В ином случае это, просто, пустословие.
А чтобы понять происходящее можно было глубже, родителям и детям необходимо учиться слушать, слышать и доносить друг другу полезную (нужную) информацию, то есть жить в сотворчестве.
Примеры, приведенные в этой главе, не описывают все варианты, ведь каждый человек – индивидуален и неповторим. Поэтому и события в жизни разворачиваются всегда по - разному. Что – то может совпадать, но не все, ведь видят и понимают Мир люди по своему - согласно своего мировоззрения. Поэтому, не стоит ориентироваться на шаблоны примеров. Очень важно и интересно - находить в себе это «индивидуальное», но ещё важнее – научиться правильно этим пользоваться – во имя Добра и Любви. А для этого надо потрудиться.
Желаем вам интересного пути познания Мира вокруг вас и самих себя. Мы всегда рады вам помочь в этой работе.