С помощью Небесных и Земных Учителей Бог поместил мой ум в сердце. Мир стал иным. Я чувствую эти начала новой жизни – как живет Бог, потому что Бог живет внутри меня обращенностью к Нему. А потому все, что я вижу вовне себя, имеет Имя Его – Отец Небесный. Его печать и авторство. Все вмещает Его Образ, а значит, Он везде. Но вижу я это, когда Бог внутри – попрошен быть во мне.
Что происходит в душе, когда все видимое мною являет Образ Творца? Любовь? В этом состоянии внутри и вовне душа чувствует благодать тепла и добра, которыми не обогащалась душа, пока ум ее был вне сердца. Рядилась она в темное и ветхое – гордыню, эгоизм, тщеславие… Почему стали ощутимы теплота и доброта? Ум, стараясь обращаться к Богу, находится в сердце. Здесь он смирен. Но именно здесь, в сердце, пребывает та благодать тепла и добра, а ум ее и чувствует. Без этого пребывания в сердце ум горделив и суетен. В сердце – этой клети внутреннего предстояния перед Богом, одновременно и гордыня находится в созданной из смирения клетке, поэтому душа получает возможность и способность видеть и чувствовать Бога.
Ум без сердечной оправы горделив. Он сам должен быть оправой для души – служить Богу и ей, соединяя их, но поскольку нарушена субординация, он вздымается и видит себя превыше всех, и ставит себя соответственно. Вместе с тем, он поверхностен – не проникает вглубь Божиего промысла о мире. В глубине соединения Бога, сердца и ума душа видит мир иначе, потому что любовью душа видит любовь Отца Небесного. На поверхности мира кризисы и войны, а в глубине – ведение к Богу. Мы складываем наши жизни, а Бог ведет нас уроками сквозь обстоятельства к Себе. Таков Божий промысел.
Пребывая в сердце, ум пропитывается любовью и обретает свое качество – служение Богу и людям, потому что Бог есть любовь, а любовь служит. Это состояние пребывания ума в сердце есть точка роста скромности и кротости. Мысли становятся чувствами и самой жизнью души. Когда душа сотворила мысль своим чувством, а это воплощается погружением ума в сердце, она сделала эту мысль жизнью.
Бог поместил мой ум в сердце. Мой же труд – удерживать его там и поддерживать этот Благодатный огонь. Так вместе молятся Бог и душа. Это и есть начало живой молитвы.
|