Работа над гордыней – это научно-исследовательское погружение в душу, определение положительных и отрицательных свойств и переработка отходов в доходы. Высокодуховное мышление, настроенное на двустороннюю связь с Богом, как точный и эффективный научно-производственный аппарат помогает изучать и выявлять духовные и бездуховные процессы, чтобы исправить некачественные элементы и связи души. Каждое новое измерение мышления позволяет рассмотреть грехи и страсти на тонком и детальном или масштабном и глобальном уровнях и отработать их Божественно-Торжественным трудом.
Пример № 19
Душа по Божественному своему естеству знает, что ее счастливая жизнь невозможна без Бога. Есть души, которые упрямо не желают верить Богу и живут, полностью руководствуясь своей волей, получая как результат Божий ответ по справедливости и милости. Бывает иные случаи, когда душа, трудясь Богу, работает на себя. Иными словами, пытается усидеть на двух стульях, т.е. своей жизнью Богу говорит: «Я тружусь для Тебя, чтобы Ты учитывал мои желания и старания, как угодно мне». Это гордыня, притаившаяся за служением Богу и людям, но выдает она себя раздражением и недовольством, когда у души не получается трудиться, как ей угодно, и результаты не соответствуют ожиданиям. Это позиция души называется «Я служу Тебе, а Ты служи мне». Истина заключается в том, что Бог и так служит, но не гордыне и эгоизму души, а Богу в ней.
Душа совершенно искренне может начать свой путь служения, но гордыня без надлежащего присмотра постепенно устраивает все по-своему. Душа начинает больше ориентироваться на благодатность своего внутреннего состояния, чем на качество своего труда Богу и людям. Это значит, что она больше любит зарплату, чем сам труд, и воспринимает эту Благодать не как инструмент служения и Божие откровение, а как собственный комфорт и состоятельность. Эти потребительство и эгоизм, направленные непосредственно на Бога, – ипостаси гордыни, как вирусы, внедрившиеся в стремление души к Богу и запустившие мутацию благородных и покаянных движений души. Она упустила развитие в себе этих болезнетворных тенденций и, возможно, не сразу заметит, что служение уже не приносит ей той былой радости и вдохновения, а к радости она стремится, поэтому подспудно начинает требовать ее у Бога и диктовать Ему условия. Бог, конечно, видит все эти процессы и воздает душе ровно по заслугам и необходимое для ее здоровья, чтобы она, в ограниченном потоке Благодати, как можно быстрее увидела свою ущербность. Дальше выздоровление души зависит от нее самой: увидит ли свой эгоизм или продолжит возмущаться под видом прилежной работы.
Такое духовное потребительство изощрённее, чем материальное, и гордыню развивает гораздо глубже, укрепляя ее корни в душе. Человек не просто поставит свечку в церкви и попросит исполнения просьбы, он будет трудиться с именем Бога на устах, выполняя Его задания, но пожелает, чтобы Бог служил человеку постоянным наполнением его души Святым Духом. Следовательно, где нет любви и искреннего служения Богу и людям, начинается наемничество и потребительство. Причиной их развития явилось ослабление человеком работы над своей душой, потому что, когда Бог воздает силы и питание, нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы не питалась нечистая сила души. Человек же склонен расслабляться, когда нормализуется его внутренняя и внешняя жизнь, и целью души становится не любовь к Богу и людям, а любовь к себе. Любовь, как и прочие Божественно-Торжественные ресурсы, нужно правильно использовать, иначе они изменяют свою природу.
Инструментом трезвения души в данном случае является стремление к Богу, а не к даваемым Им благам. Многого труда стоит определение и поддержание этой меры, как предела, который не нужно переступать, поскольку неотделимы Бог и Святой Дух, но душа обязана правильно расставить внутри себя авторитеты и приоритеты: Бог – источник Святого Духа. Если она сокращает труд и служение во имя Бога, но стремится стяжать Святой Дух – это гордыня, эгоизм и потребительство. Значит, и экономика души должна быть экономная – ни в коем случае не подпускать гордыню к Благодати Божией, направляя ее исключительно на служение Богу и людям. Счастье – прежде всего, в самом процессе служения, а не в его результате. Меняя местами причину и следствие счастья, душа может прийти к желанию достичь его окольными греховными путями.
Решение: пост → трезвение → смирение → любовь и служение Богу и людям.
Пример № 20
Гордыня, кропотливым трудом души и с Божьей помощью лишённая питания, начинает умирать. Иногда человек воспринимает это явление как свое собственное умирание. В некотором смысле – это истинно так, потому что гордыня – это детище души, ее часть, взращённая душою ее плоть. Однако человеку нужно не обмануться, не сжалиться и не отчаяться. Это не его смерть, поэтому нужно позволить и помочь гордыне умереть. Так умирает ветхий человек: все, на что он привык полагаться в своей самости, бьется в конвульсиях и исчезает. Смерть гордыни человек должен пережить и ускорить. Это достаточно болезненно и трудно, но должно стать радостным процессом. Этот труд и путь от боли к радости душе необходимо проделать покаянием, благодарностью, просьбой о помощи и благодатными размышлениями. Гордыня умирает, когда душа все больше и больше осознает, что сама она без Бога и Творца мало, что значит, что в грехах своих она слаба, что вся жизнь исходит от Отца Небесного и принадлежит Ему. Гордыне это не нравится, она требует своего обожения. Еще больше гордыня восстает, когда она ущемляется в своих правах и обязанностях в самой душе, ибо ее владения сокращаются. Чем глубже прорастает это осознание, тем внимательнее должна быть работа души и, самое главное, тем большее упование на Бога в ней должно проявиться и укрепиться. Ведь, по сути, происходит преображение – замена старого и греховного материала в душе на новые и высокодуховные ткани ее облачения. И самой болезненной, но одновременно и радостной при должном труде является работа в самом ядре души, когда воплощается в жизнь главная Божья заповедь – возлюбить Бога всем сердцем, всей душою и всем разумением.
Гордыня узнается по боли и сопротивлению, и тем явственно сигнализирует о своем присутствии. Эта боль должна радовать душу, а не способствовать падению в уныние или агрессию, потому что человек привыкает поступать именно так: нажатие на точки греха и страсти пробуждает их, заставляя человека поступить по велению этой нечистой силы. Труд души заключается в постоянном усилии над собой – обессилить нечистую силу и усилить терпением и смирением Божью силу. Душа должна настроиться таким образом, чтобы обнаруженная нечистая сила стремила человека к Богу. Для этого человек все больше и глубже должен становиться на сторону Бога в мышлении и душе, в покаянии и благодарности призывая Отца Небесного на помощь, что и является технологией переработки бездуховных отходов в высокодуховные доходы.
Решение: осознание → покаяние → смирение → радость → возложение души и тела на Волю Божью.
|