Ошибкой будет думать, что Святой Дух лишь только сладок. Он имеет столько же вкусов, сколько их у жизни. Вкус у Святого Духа может быть и горьким, и острым, и кислым, но всегда в нем есть сладость – как составной компонент многогранного вкуса или как послевкусие достойно пройденного урока или прожитой жизни. Горечь поражений или остроту неудач человек вкушает как часть своей жизни и должен понимать, что так Бог подает ему заслуженное питание. Не отказываясь, принимая, человек распознает вкус Святого Духа и учится жить. Понять вкус Святого Духа можно лишь Святым Духом – с помощью высокодуховных знаний и качеств терпения и смирения.
Правда, как многие лекарства, бывает горька, но она – Святой Дух. Эта горечь возникает сначала, потому что душа во грехе привыкает к другим вкусам, почитая их сладкими. Своей горечью Правда отвращает не от себя, а от греха. В этой точке может заключаться ошибка многих людей, не желающих принимать лекарство. Во-первых, они не желают горечи, потому что это особый вкус, который нужно выдержать и насладиться им сполна, чтобы почувствовать все его грани и ступени. Наслаждение это приходит в результате принятия и вкушения Правды, когда человек в своей душе становится на сторону Бога и горькую боль осознания воспринимает благословением Божиим, а потому сладким и приятным. Во-вторых, люди подменяют понятия, думая, что горька Правда. На самом деле это грех – горький, а не сладкий, а Правда обличает эти вкусы и ставит все на свои места. Человеку же нужно честно разобраться, в чем горечь и сладость, что зависит от цели его жизни – человек идет к Богу или от Бога в Его ипостасях и именах. В-третьих, люди не желают отказываться от греха, потому не дают доступа Святому Духу к тем уголкам души, где прячут грех. Оставляют себе сладким грех, а не Правду, ведь чтобы сделать ее сладкой, нужно много потрудиться и, помня о горечи своих грехов, делать эту память сладкой. Горькая память о грехах оберегает от новых грехопадений, сладость же придает упование на справедливость и милость Божию, а в них – Вера, Надежда и Любовь, которые сладки по своей природе, но также имеют оттенки вкуса. Человек должен в душе настроить это производство, но не привыкнуть к сладости, а понимая всю палитру вкусов жизни, добавлять к ним еще и эту соль жизни. Выявляющий в душе горечь греха Бог в сознании непосвященного человека может восприниматься источником этой горечи. Сочетание с Богом стоит труда человеку, ведь это постоянное предстояние Правде, которая в силу своего обличения греха, сопровождается вкусом горечи. Если человек желает жить, настаивая на своей неправоте, то Правда и, тем более, сопряженные с нею ощущения, отторгаются человеком. И, прежде всего, Бог как податель Правды.
Высокодуховные знания как соль жизни приправляют ее, оттеняя вкусы, делая их более обозначенными и четкими, подготавливая их к измерению. Человек, не обладающий достаточным количеством и качеством соли, не способен различить вкусов, а потому и будет стремиться лишь к сладости. И если Святой Дух войдет в душу горечью, человек не примет этого дара – замкнется лишь на горечи и будет отворачиваться, стараясь не пробовать её оттенки. В этой горечи – знание, которое, добытое, становится, в том числе и солью жизни человека – его опытом. Приправляя этим знанием свою жизнь, настраивая свое сознание, человек открывается для Святого Духа – и Он входит, привнося новые оттенки вкуса и сладость от единства с Богом.
Бог переживает… живет всеми вкусами жизни, в том числе и теми, которые создают люди. Он лучше людей понимает цену и природу этих вкусов. Тяжело нести на себе преступления против Бога и человечности. Легко жить Богочеловеческой радостью, чувствуя труд ее создания. И если человек желает познать Бога, он должен распробовать и осознать все эти вкусы, научиться различать и нести их в себе, когда нужна помощь Богу и ближнему. Иначе, не имея этого вкуса, человек беспомощен. Не зная вкуса потери близкого человека, он не найдет в себе нужных инструментов для помощи человеку, который также потерял родного человека. А как узнать этот вкус? Ведь человек может всю жизнь закрывать свою душу от жизни, не давая доступа на эту кухню никому – ни Богу, ни людям, ни себе. В душе-кухне человек пробует жизнь на вкус – познает ее и должен делать это правильно, чтобы каждое явление жизни имело верный вкус. Не сладость, когда у ближнего боль, а горечь сочувствия и радость возможности помочь. Для этого нужно уметь пробовать питание, которое Бог дает ближнему. Не отстраняться, а участвовать, впуская в свою душу и радости, и горести, оставляя в душе правильное отношение к каждому вкусу. Бог каждому приготовил свою чашу и, вкусив ее содержимое до дна, человек познает жизнь. Тем самым, его чаша-душа наполняется жизнью и пониманием ее вкусов. Помогая ближнему испить его чашу, человек приобщается и его жизни – становится богаче вкусами.
Истинную сладость всему придает Бог – Он есть любовь. Душа, единая с Богом, все, что Он дает, воспринимает с этим вкусом. Если душа больна привязанностью к добродетелям, она предпочитает только сладость и портит свои вкусовые настройки – начинает избегать работы над грехами. Горький вкус грехов и сладкий вкус освобождения от них с упованием на Божью помощь, помогают правильно расставить приоритеты – сначала Бог, а после, если Он посчитает душу достойной, – Его дары. В мгновения, когда Бог на время оставляет душу наедине с собой, решая поведать душе о нищете ее Духа, сладость дает благодарность за это познание и стремление стать к Богу ближе. Это особый вкус пустоты и греховности, ощущая который душа не должна отчаяться, а как можно крепче держаться за Бога и в этом находить сладость, потому что в эти мгновения откровения она обретает в себе любовь.
Бог разными вкусами может входить в душу – в зависимости от той кнопки, которую необходимо нажать для ее высокодуховного труда над грехами. Любые струны, которые пожелает Бог затронуть в душе, отзовутся ли они болью или вдохновением от чувствования греха, должны быть поняты душой. Бог помогает ощутить ей этот вкус – попробовать себя (содержимое своей чаши) и свою жизнь. Если Бог посчитает нужным оставить душе на некоторое, бывает, и долгое время ярко выраженный вкус совершенного греха, значит, Он желает закрепить в ней память о плохом вкусе греха, привить ей больше стремления к Себе и смиренного отношения к жизни. Ведь Он сам, живя в душах, ощущает все их вкусы и несет эти радости и горести смиренно своим Крестом. Коль душа должна стать Его Храмом и путем к Богу для людей, то она должна уметь нести все эти тяжести, когда Бог будет открывать ей их души. Грех плохо пахнет, и это не должно вызвать в ней отторжения. Она не должна вкусить греха осуждением человека, но она должна уметь ощущать его тяжесть и боль своей плотью. Вся эта работа над грехами, сопряженная с болью и предельными ощущениями, – нелегкий Крест и Божий помощник несет Его, насколько на него Бог возлагает по его силам. Этот труд требует глубокой любви к Богу и людям, и вся эта сладость, намного превышающая боль и тяжесть, является вкусом любви и благодарности Богу как следствие сотворчества и понимания Его любви и заботы о человеке.
|