Ольга Токаренко, 5 ипостасей, ученица Николая Амвросиевского, г. Макеевка «Я» не опечаталась: именно «некомпетентности», а не «неполноценности». Хотя речь сейчас пойдет именно об этом, втором из указанных выше, явлении. Что такое «комплекс неполноценности»? Это, на начальной стадии, отсутствие ответов при наличии вопросов, адресованных человеком к окружающему миру. Например, такое часто происходит в семьях, где родителям или родственникам по каким-то причинам «не до ребенка». Каждый раз, недополучая знания по интересующим ребенка вопросам, родители отказывают ему в потребности быть необходимым. А ведь действительно, не считаясь в полной мере с интересами ребенка, родители не воспринимают его как Личность (т.е. он им ТАКОЙ, целостный, НЕ НУЖЕН, они и без его вопросов = его самого обойдутся). Дети мудры, на самом деле, не по годам: если они не могут какие-то действия и процессы проанализировать умственно и словесно, это не значит, что они их не чувствуют и не пропускают через себя, познавая и остро воспринимая саму сущность того или иного отношения к ним. Таким образом, игнорирование родителями некоторых вопросов ребенка малыш воспринимает как игнорирование его самого в какие-то моменты – потому что он интересуется не «просто так», а вкладывая душу в вопрос, искренне стремясь Познать Альфу и Омегу вещей. Итак, разобрались: ребенок недополучает частицу родительской заботы = любви, на внутреннем, эмоциональном уровне, и с другой стороны, он недополучает каких-то знаний о мире, которые ему, на самом деле, очень нужны – для получения целостной картины чего-либо. Это похоже на складывание паззла: для того, чтобы сложить целую картинку, нужно начать собирать отдельные фрагменты, затем их сопоставить и получить общее изображение. Если отдельные фрагменты паззла утеряны, потом остается только догадываться, что же было на их месте, и куда поставить имеющиеся фрагменты, чтобы все же понять сюжет рисунка. Пока ребенок находится «под крылом» родителей, они, как могут, замещают утерянные элементы тем мировоззрением, которое имеют (если родители все же хотят своему ребенку добра), и ребенок поэтому может не очень остро чувствовать «потери». Однако эти замаскированные недостатки принимают гораздо более серьезные обороты, когда человек становится «самостоятельной» взрослой личностью. Во-первых, сказывается нехватка широты мировоззрения по сравнению с другими людьми его же возраста, которые, бывает, понимают и умеют, а потому достигают гораздо большего, чем «недоучка по неволе». А во-вторых, что даже важнее здесь, чем первое – восприятие себя как недолюбленного и неосознанная претензия за это к родителям, автоматически переносится из детства на окружающих такого «ребенка» людей. Разница только состоит в том, что если ребенок на законных основаниях обязан получать свою порцию любви у родителей, а потому может просить ее и иногда даже требовать, то чужие люди (не родственники) нам ничего такого не должны – лишь на том основании, что мы находимся рядом с ними. В мире «не кровного родства» человек заслуживает определенное отношение по своим делам (хорошее поведение и позитивное настроение – это тоже дела, кстати) – это кодовый замок для взаимодействий в обществе, и это норма для человечества. А если хорошо чего-то делать мы не умеем, то и отношение будет соответствующее. Итак, требование быть любимым и признанным остается, а условия для его реализации не самые благоприятные – жесткие. Под крылом у родителей не стояло так много на кону в случае ошибок, а поэтому не было так много разочарований из-за потерь, что имеет место во взрослом мире. Если родители в свое время не были правдивым и справедливым зеркалом для своего малыша, то таким зеркалом рано или поздно станет общество – и уж оно не преминет выявить, даже с увеличением, все недоработки упущенного времени. Поэтому «недоучкам» так сложно и страшно. Дальше, пока человек не поймет, что недоработки родителей нужно оставить в прошлом, а люди ему ничего не должны (в том числе жалеть его и «входить в положение»), можно долго ходить по кругу от своих страданий к своим неумениям, но это, конечно же, не выход. Давайте посмотрим на само слово «неполноценность». Оно означает, что человек себя «не полностью ценит». А как он может себя полностью ценить, если он местами не знает, на что он еще способен? На какое количество вопросов и ответов, и какого характера будет эта информация? Так «аукаются» из детства неотвеченные родителями вопросы и незаданные вопросы родителям впоследствии… Существует стадия и способ лечения от этого недуга: понять, что каких родителей заслужил – таких и получил, и не складывать свою вину на них (усвоить, что такая ситуация нужна была для мобилизации сил и оформления желания жить и работать), а также усвоить, что окружающие люди вам тоже ничего не должны (а если и должны, то не вам устанавливать сроки, размеры и формы платежей) – ни сочувствовать, ни входить в ваше положение в ущерб кому-то. Но есть и стадия «застывания» в этом состоянии – когда есть ответы (свои, и практически по любому вопросу), но нет вопросов (или они крайне редки и то если уж жизненно необходимы). Тогда беспомощный «недоучка» старается компенсировать свою недообразованность возрастом, гонором и прочим комплексом подручных средств – чтобы все же самоутвердиться (а вдруг получится, и реализация Личности все же произойдет?..) Сразу скажу, что из таких попыток происходит только еще больший распад целостности духовного стержня человека – потому что пока он палкой-копалкой высекает искру из камня, над ним уже проносятся сверхзвуковые самолеты, и ему ничего другого не остается, как снова расстроиться и запустить свою палку им вслед… Можно подытожить, что неполноценность – это результат неполучения комплекса Знаний, что в целом приводит к некомпетентности (т.е. непрофессионализму). Примечательно, что слова «некомпетентность» и «непрофессионализм» в русском языке идентичны по значению. «Компетентный» - заимствование от английского «competent» - «осведомленный, сведущий». В свою очередь, весьма вероятно, что англ. «competent» происходит от английского глагола «to compete», что в переводе означает «соревноваться, состязаться». Все верно: соревноваться может лишь тот, кто что-то имеет для предоставления (демонстрации). Если ты этого не имеешь, то ты – некомпетентный, неконкурентоспособный – что человек и чувствует как свою ущербность (неполноценность) на фоне остальных. Пробелы в ЗНАНИЯХ можно восполнить только ЗНАНИЯМИ, и ничем иным – для обретения нужной компетенции и уверенности, и для оценивания по достоинству факторов своего Роста!
|